Давний ветеран корейской Brood War-сцены Park Yong Woon начинал с самого дна. Положив начало своей тренерской деятельности в обедневшей команде Pirates of Space, Тренер Парк маялся со своей командой несколько лет, пока они не были приобретены MBCGame. Он первый раз добился успеха на пролиге в 2006 году, когда команда MBCGame Hero выиграла свой первый и единственный чемпионат. Это достижение помогло ему в 2008 году стать главным тренером в престижной и хорошо финансируемой команде SK Telecom T1. Он не переживает о сохранении своего места с тех пор как завоевал с SKT T1 два чемпионских титула.
В интервью корреспонденту сайта TeamLiquid.net Тренер Парк поделился своими впечатлениями о StarCraft II, а также рассказал о том, как проходит подготовка команды к новому гибридному сезону пролиги.
Вопрос: Вы работали всё это время в Brood War-е, но теперь пролига стала гибридной. Что вы думаете о StarCraft II?
Тренер Парк: StarCraft II содержит в себе множество новых идей и концепций, такие как Врата искривления, Колоссы, Головорезы и т.д., и я с нетерпением жду, что произойдёт, когда выйдут новые обновления и дополнения.
Вопрос:На международном уровне было много разговоров о том, что эта игра легче Brood War-а. Каково ваше мнение на этот счёт?
Тренер Парк: Различие между Brood War и StarCraft II состоит в том, что в последнем многое автоматизировано и для прогеймеров это требует меньшей ловкости рук, поэтому люди и чувствуют, что она легче. У этих двух игр есть общие черты, но также есть и различия, и, в конечном счете, не думаю, что можно говорить о том, что StarCraft II "лёгкий". Игра может быть очень быстрой, и она требует хорошего принятия решений в любой момент, так что это не лёгкая игра.
Вопрос: Что самое сложное в StarCraft II?
Тренер Парк: В рамках сражения боевых единиц в Brood War-е ты всегда думаешь: "Я могу выиграть эту битву, если я буду сражаться в ней определённым образом". Но может быть, потому что мы ещё недостаточно натренировались, у нас есть проблемы с этим расчётом в StarCraft II. Также очень тяжело рассчитать тайминги.
Вопрос: Каким игрокам будет легче всего перейти на новую игру?
Тренер Парк: Игрокам, которые больше всего стараются. Хочу сказать, что на базовом уровне, игроки, которые больше всего тренируются, являются лучшими. И среди этих игроков, тот, который сможет быстро понять особенности игры, боевых единиц и т.п., разовьется быстрее всех.
Вопрос: Есть ли у вас в команде игрок, у которого от рождения есть талант к StarCraft II?
Тренер Парк: На данный момент Jung Yoon Jong (ID: By.Sun или By.Rain) очень хорошо показывает себя на тренировках. Короче говоря, из всех нас у него больше всего рейтинговых очков. В прошлом он переиграл во множество игр, не ограничиваясь только жанром RTS, так что может быть, поэтому он быстро приспособился к новой игре. Также он изучает много справочного материала и по своей природе склонен к проведению исследований, таким образом, я думаю, что его переход был быстр.
Вопрос: Смотрели ли вы матчи по StarCraft II до официального перехода? Готовились ли вы заранее к этому ещё до официального объявления?
Тренер Парк: Наш штат был заинтересован в StarCraft II ещё со времён беты, и что касается меня, в межсезонье я много играл в бету StarCraft II с Boxer-ом, когда он был ещё у нас в команде. Также перед началом прошлого сезона наши игроки много играли в StarCraft II. Как сказали бы в народе: "мы тренировались до тех пор, пока не начали плеваться кровью". Так что перед следующим Brood War-сезоном за нашими плечами уже были тренировки в StarCraft II. Также мы поменяли все наши компьютеры, чтобы иметь возможность в него играть. Другие же команды не могли играть в StarCraft II даже если бы захотели, так как технические характеристики их компьютеров были слишком низкими, но у нас заранее было железо для игры в StarCraft II.
Вопрос: Каково соотношение тренировок между двумя играми для этого нового сезона пролиги?
Тренер Парк: Так как согласно новому формату мы играем сначала в Brood War, затем в StarCraft II и потом эйс матч в StarCraft II, то статистически StarCraft II имеет 66% веса. Мы же тренируемся в StarCraft II в соотношении примерно 80%. Карты в Brood War-е такие же, как и в прошлом сезоне, что немного облегчает положение.
Вопрос: Mvp в одном из интервью сказал, что играть в Brood War и StarCraft II одновременно очень тяжело. Ваши игроки чувствуют тоже самое?
Тренер Парк: Я понимаю это, так как сам играл в StarCraft II бета, а когда снова играл в Brood War, то начинал сильно путаться, например, забывал про точки сбора для рабочих. Тем не менее, я думаю, это потому, что никто еще специально не тренировался в такой ситуации. Если вы играете долгое время в StarCraft II, и потом начинаете играть в Brood War, то это будет трудно. Но наши игроки тренируются в обе игры, переходя от одной к другой и обратно. Когда я спрашиваю игроков о том, как они себя чувствуют, пока никто не говорил, что это трудно. После многих игр в StarCraft II проблемы могут быть в качестве игры в Brood War. Не думаю, что качество игр в Brood War будет такое же, как раньше. Но игроки не чувствуют, что это слишком напряжно.
Вопрос: Вы много переживаете об этом? Так как вы играете в две игры, вы не можете быть лучшим ни в одной из них, и вы будете маяться, демонстрируя в обеих дисциплинах игры ниже топового уровня.
Тренер Парк: Да, это беспокоит меня. Команды и игроки, выступающие на GSL, концентрируются исключительно на StarCraft II, а мы играем в две игры. Это разочаровывает в том плане, что мы могли бы показывать лучшие игры, но мы не можем этого сделать. Однако, я всё ещё думаю, что скоро мы догоним игроков GSL. Во всяком случае, мы начинаем эту лигу с такой уверенностью (смеётся).
Вопрос: Если спросить людей в индустрии StarCraft II о том, сколько времени потребуется игрокам Brood War, чтобы завершить переход на новую игру, то мы получим множество мнений, от трёх месяцев до года. Каково ваше мнение?
Тренер Парк: Я думаю, что это будет до конца этого сезона. Он заканчивается в сентябре, таким образом, это приблизительно пять месяцев. После этого мы будем переходить к следующему сезону. Думаю, что на GSL мы сможем идти ноздря в ноздрю с лучшими игроками.
Вопрос: Думаете ли вы, что переход на StarCraft II в целом был бы более удобным?
Тренер Парк: С точки зрения профессиональных команд, конечно же, он был бы более удобным. Но это не наше решение, оно основано на том, что хотят болельщики, компании и спонсоры. Нам же нужно приспосабливаться к тому, что происходит. Гибридная лига - это немного жёстко, но... в своём роде это уникальная лига в мире, в которой играют сразу в две игры. Работать по созданию весёлых и эмоциональных игр для фанатов - это лучшая вещь, которую мы можем делать.
Вопрос: Конечно же, вашей целью является чемпионство. Но учитывая уникальность и странность этого сезона, испытываете ли вы меньше давления, или же перестройка и подготовка более важны?
Тренер Парк: Мы профессионалы, поэтому всё ещё верим в то, что должны выигрывать. Это специфический сезон с радикальными изменениями, и я думаю, что выиграть такой сезон это даже более ценно. Если наши игроки смогут собраться вместе и приспособиться к чему-то новому, вместо того, чтобы делать то, что они обычно делали, думаю, это было бы более ценно. Сейчас мы даже более мотивированы на победу чем в прошлом сезоне.
Вопрос: Кажется, что вы собираетесь преуспеть и в Brood War и в StarCraft II, а как насчёт других стратегий подготовки к сезону? Ведь другие команды могут концентрироваться исключительно на StarCraft II или иметь определённых игроков, которые будут играть только в одну игру.
Тренер Парк: Да, думаю, что это вполне возможно. В частности это шанс для таких команд как Air Force ACE, которым раньше было тяжело. Они могут пойти в ва-банк и направить все силы на StarCraft II. Я слышал о том, что некоторые команды так и делают. Они годами играли в Brood War, таким образом, они собираются уделять ему минимальное необходимое количество времени и в первую очередь фокусироваться на StarCraft II.
Вопрос: Вы знаете много тренеров и бывших игроков Brood War, которые сейчас работают в индустрии StarCraft II. Вы часто говорите с ними, может быть, просите совета?
Тренер Парк: Да, они много сделали за эти годы, и я стараюсь многое из этого использовать. Я много переписываюсь на battle.net со StarCraft II-игроками и сотрудниками команд, и мы уже реализовали несколько идей.
Вопрос: Дополнение Сердце Роя, вероятно, выйдет уже в следующем году. Рассматриваете ли вы это как новую точку отсчёта?
Тренер Парк: Это будет ещё один поворотный момент в StarCraft II. Я поиграл в пользовательские карты с новыми боевыми единицами. Не думаю, что сейчас у Терранов есть большое разнообразие в боевых единицах. В Brood War вы играли в био против Зерга и в механику против Протосса, и есть много интересных способов использования таких единиц. Думаю, что дополнение внесёт больше разнообразия в игру. Они должны усилить танки (смеётся)!
Вопрос: В отличии от Brood War в StarCraft II выходило много обновлений, содержащих изменения баланса. В то время как Blizzard принимает активное участие в балансировке StarCraft II, игроки в Brood War своими усилиями годами сами находили все решения. Что вы думаете об этом различии?
Тренер Парк: Думаю, хорошо, что Blizzard уделяет много внимания этой игре. Я только переживаю о времени выхода обновлений, чтобы они не повлияли ни на одну из многих проводящихся в мире лиг. Думаю, что связь между лигами и Blizzard очень важна.
Вопрос: Brood War стал популярным только в Корее, тогда как StarCraft II более популярен в остальном мире. Думали ли вы об этом, когда вступали в эту лигу?
Тренер Парк: Заслуга StarCraft II в том, что это глобальная игра. Моё сердце начинает биться чаще, при мыслях о том, что игроки SKT, такие как Bisu и Fantasy будут играть на мировой сцене и достигнут таких же позиций в мировых лигах, какие сейчас они занимают в Корее. Я с нетерпением жду от них великолепных игр перед болельщиками со всего мира.
Вопрос: Планируют ли в SKT нацеливаться на иностранную аудиторию?
Тренер Парк: На самом деле я не могу ответить на этот вопрос, потому что он не в моей компетенции.
Вопрос: Одной из причин по которой StarCraft II стал таким популярным за рубежом и то, что игроки в него собрали столько поклонников были стримы от первого лица. Что вы думаете об этом.
Тренер Парк: У стримов от первого лица есть достоинства и недостатки, но я ещё толком не думал об этом. Они являются частью дохода игроков в StarCraft II. Если бы они были более занятыми, не думаю, что они бы стримили.
Вопрос: Команды KeSPA и Федерация StarCraft II на данный момент разделены между собой. Как вы думаете, что произойдёт в будущем?
Тренер Парк: Никто не может предсказать будущее, но по-моему мнению, так как наши стартовые позиции были различны, то какое-то время мы будем идти порознь. Возможно, что в будущем мы объединимся вместе, но всё может закончиться тем, что мы будем разделены, как Восточная и Западная конференции.
Вопрос: Многие хардкорные фанаты Brood War-а были разочарованы гибридной лигой. Вам есть, что им сказать?
Тренер Парк: Я им сочувствую и лично мне грустно, так как мы больше не увидим чистую Brood War-лигу. Но мы ничего не можем с этим поделать. Мы должны избежать ситуации, которая произошла с корейским профессиональным волейболом и профессиональным сирым (корейская национальная борьба). Вместо того, чтобы подобным образом потерять Brood War, намного лучше идти этим путём, потому что, по крайней мере, вы можете смотреть на тех же самых игроков. Также эти игроки могут поехать за границу и собрать ещё больше болельщиков, и это здорово.
Поэтому, пожалуйста, не чувствуйте себя слишком оскорблёнными. По началу StarCraft II немного тяжело смотреть, и в нём есть много отличий от Brood War, но мы бы были очень признательны, если бы вы нас смотрели.
Вопрос: Думаете ли вы, что по сравнению с игровыми навыками тренерские навыки легче переносятся из одной игры в другую?
Тренер Парк: Во время моего пребывания на посту тренера я всегда говорил нашему тренерскому штату: "Вы должны быть специализированы в вашей игре". Я всегда проводил много анализов и исследований, и думаю, что это просто необходимо. Кроме того, тренерский штат должен знать особенности, привычки и стили игроков.
Думаю, что тренерам, как и игрокам тяжело переходить с одной игры на другую. Очень тяжело достигнуть определённого уровня специализации для того, чтобы стать тренером, и наш штат должен управлять всеми игроками, а также находить время для исследования StarCraft II. Наш персонал начинает работать раньше, а заканчивают позже, чем игроки. У нас нет такого большого количества времени и если мы хотим говорить с нашими игроками о StarCraft II, нам нужно многое о нём понять. Ты должен знать об игре не меньше чем сами игроки, иначе ты не сможешь управлять ими.
Вопрос: Есть ли в StarCraft II различия для тренера в менеджменте игроков? Ведь в нём другая рейтинговая система и легче найти учётную запись твоего оппонента, посмотреть билды и т.п.
Тренер Парк: Рейтинговая система в StarCraft II очень хороша, но она могла бы быть более секретной. Наша команда и KeSPA отправили по этому поводу запрос в Blizzard, чтобы они выделили отдельный сервер или сделали что-нибудь для того, чтобы игроки могли тренироваться в обстановке большей секретности.
Вопрос: Тренировки в Brood War были основаны на внутренней практике между товарищами по команде, но StarCraft II очень ориентирован на рейтинговые матчи. Где вы в основном тренируетесь на ладдере или уже перешли на игры между собой?
Тренер Парк: Мы думаем, что сейчас нужно набраться опыта, поэтому в первую очередь мы играем рейтинговые матчи. Думаю, к середине первого раунда мы больше начнём играть между собой.
Вопрос: Можете ли вы нам рассказать об успехах ваших игроков в рейтинговых матчах? Может кто-то уже попал в элитную лигу?
Тренер Парк: Наша команда играла финал на прошлой пролиге, а затем проводила время на Гавайях, поэтому по сравнению с другими командами у нас было меньше времени для тренировок. Я слышал, что в других командах уже есть игроки из элитной лиги.
Вы не попадёте в элитную лигу только потому, что вы хороши, вам также нужно будет сыграть достаточное количество игр. Думаю, у нас есть игроки уровня элитной лиги, но ни один из них ещё не попал туда. Большинство наших игроков находятся в топ-1000 мастер лиги.
Вопрос: Международная StarCraft II-сцена возлагает большие надежды на игроков уровня Flash-а, Jaedong-а. Кажется, что люди почти верят в то, что они имеют природный талант к стратегиям в реальном времени. Думаешь ли ты, что они будут хороши в StarCraft II также как и в Brood War.
Тренер Парк: Это правда, что если ты не талантлив, то не сможешь достигнуть вершины. Так что на базовом уровне они все талантливы. Я пока не имел возможности наблюдать вблизи за Flash-ем или Jaedong-ом, но такие игроки как Bisu и Fantasy сочетают свой талант с невероятным количеством усилий. Количество усилий, которое они вкладывают по сравнению с обычными прогеймерами находится совершенно на другом уровне. Ребята, добравшиеся до вершины такие потому что у них есть много фанатов, смотрящих их игры, поэтому для того чтобы показать своим фанатам как можно более хорошие игры, они и прикладывают усилия такого рода.
Но для того чтобы такие игроки сделали следующий шаг, им рядом нужны правильные люди, которые бы им помогали. Если ты попытаешься сделать это в одиночку, то будешь медленно прогрессировать. Ты должен им всячески помогать, чтобы они могли быстро развиваться. Вам нужны все три составляющих: талант, усилия и коучинг.
Вопрос: Верите ли вы в то, что нынешние StarCraft II-команды не управляются также эффективно как команды KeSPA, и в долгосрочной перспективе команды KeSPA перегонят их.
Тренер Парк: Да, я говорю это осторожно, но я уверен в том, что это произойдёт (смеётся). Я восемь лет работаю с прогеймерскими командами, и я испробовал столько много разных вещей, например различные методы тренировок. Благодаря этим усилиям наши текущие методы стали стабильными и точными. С нашим опытом я думаю, мы сможем выйти вперёд нынешних команд.
Вопрос: Кто вам нравится из игроков в StarCraft II?
Тренер Парк: JulyZerg (все смеются). Я не знаю почему.
Вопрос: А из тех игроков, которые вышли не из Brood War-а?
Тренер Парк: Как ни странно, я главным образом смотрю за игроками, которые играли в Brood War. В них столько индивидуальности. Мне нравятся такие игроки как MarineKing, потому что он обладает своей уникальной особенностью. В его случае это хороший контроль Морпехов и их производство в большом количестве.
Вопрос: Как на счёт иностранцев?
Тренер Парк: К сожалению я не видел много их игр, потому что у нас не было времени смотреть StarCraft II во время сезона пролиги. Я постараюсь больше посмотреть их игры.
Вопрос: Многие зарубежные болельщики при мысли, что более 200 корейских прогеймеров присоединятся к StarCraft II-сцене, впадают в отчаяние. Вам есть чем их подбодрить?
Тренер Парк: (Удивлённо) Отчаялись? Почему?
Вопрос: Корейцы в своём роде уже их овнят.
Тренер Парк: Ну, тогда я приглашаю отчаявшихся игроков попробовать себя в нашей команде. Если вы будете с нами играть, то я уверен, что вы сможете конкурировать с лучшими корейскими игроками. Приезжайте в Корею!
Вопрос: Так что вы открыты для приобретения иностранных игроков, если те покажут свой талант?
Тренер Парк: Лично я отношусь к этому очень положительно, но последнее слово будет за фронт-офисом. Мне бы доставляло удовольствие жить с иностранцами и смотреть, что им нравится. Также их подход к играм немного отличается от корейского, так что я хотел бы проанализировать это различие и точно выяснить, почему корейцы стали лучшими прогеймерами. Но сначала мне нужно будет выучить английский (смеётся).
Вопрос: Пару слов напоследок?
Тренер Парк: Сейчас мы начали играть в StarCraft II, но в тоже самое время всё ещё играем в Brood War и у нас ещё нет много времени для подготовки. Так что даже если наши игроки разочаруют своими играми, надеюсь, что хотя бы в этом сезоне вы отнесётесь к нам снисходительно. Это первый этап, на котором всё ещё только развивается, но в сентябре мы начнём показывать красивые и интересные StarCraft II-игры. Как всегда, спасибо за поддержку!